Растет здесь рудник Межозерный - Первопроходцам памятник рукотворный. Воплощены в нем честь и слава Большого ратного труда, И сохранит Российская держава Их скромный подвиг навсегда. П. Мичурин
После открытия золотосодержащих окисленных руд, месторождение имени XIX партсъезда передается Учалинскому руднику для проведения детальной разведки и подсчета запасов. В те годы Учалинский рудник занимался только добычей и переработкой золотосодержащих руд. ФЗЦО (фабрика законченного цикла обработки) полностью не обеспечивалась собственной рудой, поэтому ставилась задача быстрейшего ввода в эксплуатацию нового месторождения. В 1953 году на Межозерном создается участок по разведке и добыче окисленных бурых железняков. Первым начальником участка назначается Гарипов Исмагил Масалимович. Ему поручается продолжить разведочные работы и параллельно вести добычу руды в местах ее выхода на дневную поверхность. За короткое время пробили два шурфа глубиной по 15 метров, и из них начали проходку горизонтальных горных выработок. Одновременно приступили к бурению разведочных скважин станками ударно-канатного бурения. Глубина скважин не превышала 25-30 метров, то есть, до колчеданных руд не доходили. Вели и строительство жилья. В течение двух лет построили десять землянок, семь одно- и двухэтажных домов, магазин, столовую. Рабочих возили из Учалов на открытых машинах. Отсыпанных дорог не было, поэтому перевозка осуществлялась по проселочным дорогам. Случалось, в ненастье иногда в пути находились до 5-6 часов! Работали вахтовым методом по две недели. В первое время жили в палатках, затем в землянках. Когда находились на участке, практически работу прерывали только на сон и обед. Приходилось работать по 12 часов в сутки и более. Но на тяжелые условия никто не жаловался, а наоборот, чувствовался всеобщий подъем и стремление работать, как можно лучше. План всегда перевыполняли. Зарплата была по тем временам очень хорошая. Для деревенских парней, никогда не видевших таких денег, это казалось чудом. Уже в июне 1953 года началась добыча и отгрузка окисленных руд на Учалинский рудник. Так было положено начало строительству Межозерного рудника и одноименного поселка. Началась историческая битва за руду, в которой были и победители и побежденные. В течение 1953-1954 гг. на фабрику отгрузили свыше ста тысяч тонн руды. Часть руды, что не успевали вывезти, складировали на борту карьера. Здесь необходимо отметить и большие организаторские способности Гарипова И. М., который за полгода на голом месте сумел выполнить основные объемы подготовительных работ и начать добычу руды. Исмагила Масалимовича я знал лично по совместной работе на Учалинском руднике. Это был очень дисциплинированный, трудолюбивый и грамотный специалист. В нем сочетались башкирское упрямство, твердость характера, ум и порядочность. Он не терпел разгильдяйства и пустозвонства. Любому человеку мог сказать в глаза то, что о нем думая. Естественно, не всем это нравилось, но он никогда не менял свои жизненные принципы. Только такой человек мог организовать выполнение колоссального объема работ за короткий промежуток времени (видимо, хорошо знал начальник Учалинского рудника Рыбаков Н.Д. его способности). Между тем, в это же время объединенными силами Среднеуральского геофизического треста и Южноуральского геологического управления велись усиленные работы по разведке и уточнению запасов медно-колчеданных руд. Уже в 1955 году были определены контуры Юго-Восточного участка и одной скважиной вскрыт Восточный участок. В 1958 году разведка и подсчет запасов были закончены. Месторождение состояло из трех отдельных участков. Полученные результаты превзошли все ожидания, особенно по Юго-Восточному участку. Рудное тело залегало на глубине от 30 м до 150 м с очень высоким содержанием меди. На отдельных участках содержание меди доходило до 25%, а в среднем около 6%. Аналога в СССР еще не было. Такой лакомый кусок сразу обратил на себя всеобщее внимание. Только такая руда могла перекрыть часть затрат, связанных со строительством Учалинского горно-обогатительного комбината, решение об организации которого было принято в июле 1954 года Министерством цветной металлургии СССР. С этого времени начинается ускоренное освоение и добыча медно-цинковоколчеданных руд. Для восстановления послевоенной экономики страны, особенно военно-промышленному комплексу, требовались большие объемы цветных металлов. По всей стране шли работы по изысканию и разработке новых месторождений цветных металлов. К числу особо важных объектов отрасли относились: Гайский горно-обогатительный комбинат, Башкирский медно-серный комбинат, Учалинский горно-обогатительный комбинат, Норильский горно-металлургический комбинат, Алмалыкский горно-металлургический комбинат, Джезказганский горно-металлургический комбинат и ряд других. Среди этих предприятий месторождение имени XIX партсъезда занимало особое положение своей уникальностью. Хотя по запасам оно значительно уступало другим месторождениям, но выигрывало за счет качества, компактности и небольшой глубины залегания, что позволило начать разработку открытым способом и сократить сроки ввода в эксплуатацию. В начальной стадии все работы на месторождении организовывал первый директор комбината Савченко Иван Тимофеевич. Это был очень деловой и решительный человек. Начиная с него, я работал со всеми директорами комбината. Считаю, что заслуги Савченко И. Т. в период строительства и становления комбината чрезвычайно огромны. Крепкого телосложения, высокий, очень энергичный, он ничего себе лишнего не позволял. Буквально «горел» на работе. Очень грамотный специалист. Никогда не пользовался заранее подготовленным текстом для выступления. Доклады для себя писал только сам, предварительно собрав необходимые справки. Несмотря на свою строгость и требовательность, был очень корректен, справедлив и вежлив. Его и боялись, и уважали. Его требования всегда были справедливы. Постоянно лично обходил рабочие места и замечал любые упущения по работе. Попусту время никогда не тратил.
Скворцов Зубов Маханов Бахтияров Анатолий Александр Владимир Хуббитдин Макарович Иванович, Манюшкинович, Хуббулович, главный инженер, начальник начальник начальник начальник Межозерного Межозерного Межозерного Межозерного рудника рудника рудника рудника (1954-1960 гг.). (1960-1968 гг.), (1968-1969 гг.) (1957-1958 гг.) Орден Трудового Ордена: Трудового Красного Знамени Красного Знамени (1954) (1966), «Знак Почета» (1961)
Абдрахманов Габитов Ниятбаев Иванов Александр Фарит Валеевич, Равиль Владимир Александрович, начальник Лутфуллович Шамарбаевич начальник Межозерного начальник начальник, Узельгинской шахты рудника Межозерного директор (1990-1992 гг.), (1969-1970 гг.) рудника Межозерного директор (1970-1983 гг.) рудника Узельгинского Ордена: Трудового (1983-1993 гг.) рудника Красного Знамени (1993-1998 гг.) (1976), «Знак Почета» (1971)
Гоготин Анатолий Викторович, Белорусов Виктор Геннадьевич, директор Узельгинского рудника директор Узельгинского (1998-1999 гг.) рудника (1999-2005 гг.)
В то время было еще промежуточное подразделение -управление цветной металлургии Башкирии, в состав которого входил комбинат. Директоров всех предприятий не менее одного раза в месяц вызывали в управление с отчетом и для решения текущих производственных вопросов. Ездили железнодорожным транспортом: вечером выезжают из Учалов, а утром уже в Уфе. Иван Тимофеевич, в отличие от всех других, за день успевал решить все вопросы, а вечером вновь садился на поезд и возвращался домой. По возвращении, не заходя домой, сразу шел на свое рабочее место. Он был еще и человеком слова и свои обещания, благодаря феноменальной памяти, никогда не забывал. В этом я неоднократно убеждался на своем опыте. Лишь один пример. С жильем на комбинате было очень тяжело, так как основное внимание уделялось строительству первоочередных производственных объектов. Распределение квартир находилось под личным контролем директора. Мы с семьей устали кочевать по частным квартирам, и так как мои хождения по инстанциям ничего не давали, решил пойти на прием к директору. Он меня внимательно выслушал и сказал: «Как молодому специалисту квартиру тебе мы обязаны выделить и выделим в течение года». Причем разговор произошел на ходу (уже одетый он выходил из кабинета). Даже секретарю не дал задание зарегистрировать мое заявление по квартирному вопросу. Думал, что пройдет время и все забудется. Своими сомнениями поделился с начальником рудника Скворцовым Анатолием Макаровичем. «Иван Тимофеевич свои обещания всегда выполняет»,- успокоил он. И, действительно, к обещанному сроку квартиру я получил. Иван Тимофеевич большое внимание уделял работе с кадрами, личным примером воспитывал своих подчиненных. Им был укомплектован очень сильный коллектив специалистов, которые внесли огромный вклад в строительство комбината. Вот имена некоторых из них: Скворцов Анатолий Макарович, Агранов Михаил Григорьевич, Онуприенко Петр Макарович, Нафиков Усман Саттарович, Михайлов Николай Терентьевич, Шарыгин Василий Семенович, Юлмухаметов Жават Юнусович, Юленков Юрий Петрович, Каржавин Владимир Александрович, Маханов Владимир Манюшкинович, Сайфутдинов Муждаба Зиннурович, Корнеев Иван Петрович, Абдрахманов Фарит Валеевич, Зулхаиров Эйдельман Зинетович, Пирожок Петр Иванович, Буляков Шагит Шагибалович, Багаутдинов Анвар Минхаирович, Зайцев Афанасий Филиппович, Большаков Владимир Петрович, Иванов Владимир Михайлович, Федоров Николай Павлович, Амиров Марат Исмагилович, Файрузов Марс Бареевич и другие. Каждый из них - яркая индивидуальность, и сделано ими на благо комбината все, что возможно в человеческих силах. Благодарные потомки должны помнить и чтить память о них. Они это заслужили своим самоотверженным трудом. В январе 1956г. Министерство цветной металлургии СССР издало приказ о создании ПЭП (поисково-эксплуатационное предприятие) по разработке месторождения имени XIX партсъезда, на базе которого в последующем создали Межозерный рудник. Официально эта дата считается началом строительства Межозерного рудника. Почему ПЭП? Чтобы начать работу без проекта. По всем существующим нормам для начала разработки любого месторождения полезных ископаемых требуются утвержденные в ГКЗ (государственный комитет по запасам) запасы и технический проект, разработанный специализированной организацией. В данном случае ни того, ни другого не было. Кроме того, несмотря на очень высокую обводненность, своевременно не выполнили предварительное осушение. Отсутствовали подъездные дороги. Предстояла тяжелая и изнурительная работа в сложнейших горно-геологических условиях. В мировой практике еще не было опыта разработки совершенно неподготовленного месторождения. Первым начальником ПЭП был назначен Бахарев Петр Михайлович. Он сразу выехал на место, чтобы начать подготовительные работы, имея на руках только геологический план Юго-Восточного участка. Границы других участков к этому времени еще не успели оконтурить. Поэтому предусматривалась первоочередная разработка только Юго-Восточного карьера. В состав бригады, вместе с Бахаревым П.М., еще вошли Фирсов СМ., Черных В. А. и Шамардин А. С. В морозное январское утро на трех машинах выехали на место. Помимо необходимого оборудования и инвентаря, все машины загрузили дополнительно щебнем. Дорогу заносило снегом, и машины проходили с трудом. На каждом подъеме приходилось вручную подсыпать щебень. Только к вечеру прибыли на место. Начали с личного обустройства. Из ранее построенных бараков один приспособили под общежитие. Разделив его пополам, одну сторону отвели под жилье рабочим, а другую инженерно-техническим работникам. В первое время все, кто приезжал, жили в общежитиях, в том числе и начальник рудника. Для выполнения первоочередных работ из Учалов перегнали два бульдозера С-80, три пятитонных автосамосвала и один экскаватор ОМ-202 с емкостью ковша 0,25 м3. В феврале приезжает новая партия инженерно-технических работников в составе механика Корнеева Ивана Петровича, горного мастера Зулхаирова Эйдельмана Зинетовича, маркшейдера Скворцова Павла Макаровича. Поступил еще один экскаватор с обратным ковшом. Все экскаваторы работали на дизельном топливе и не имели самостоятельного хода. Передвигать их приходилось тракторами. В марте приступили к выполнению подготовительных работ. Начали с отсыпки дороги на отвал и строительства подъездных путей к карьеру. Для этого, в первую очередь, определили место разработки и добычи щебня на горе Талган. Перегнав туда станок, подготовили необходимый объем щебня. Для выполнения дренажных работ драгляйном прошли несколько глубоких водосточных канав. В марте назначается и первый главный инженер рудника Скворцов Анатолий Макарович. В апреле поступил первый экскаватор УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения) СЭ-3 емкостью ковша 3 м3. На его сборку назначаются Фирсов Сергей Михайлович, Грушецкий Сергей Сергеевич и Гайфуллин Гариф Гайфуллович. На сборке второго экскаватора, поступившего в мае, работали Ватлашов Иван Николаевич, Семенов Виктор Николаевич, Говорков Александр Степанович. Бригадиром вновь остается Фирсов СМ. Сборка осуществлялась под руководством главного механика Корнеева И. П. Никто из машинистов с подобной работой не сталкивался. Все они только осенью 1955 г. закончили курсы машинистов экскаватора в г. Сибае. Причем, из 25 человек, приехавших на курсы, только у одного было образование 7 классов, а у всех остальных - от 3-х до 5-ти классов. Один из них, Мельников Аркадий Иванович, не имел ни одного класса образования. Когда преподаватель начал изучать с ними электрооборудование, то пришел в ужас. Перед ним сидели люди, совершенно ничего не представлявшие об электричестве. Он приостановил занятия и вызвал представителя комбината для решения дальнейшей судьбы курсантов. Приехал начальник отдела кадров Аблеев Вахит Нагимович. Между ним и преподавателем состоялся такой разговор: - Образование ваших людей очень низкое, и их невозможно обучить. Почему Вы их направили? - Где взять других? Какие есть, таких и прислали. - Они ничего не понимают в электрических схемах. - Электрические схемы исключите из программы и научите их управлять рычагами. Схемами у нас будут заниматься электрики. Так и поступили. Все они, успешно окончив курсы, получили удостоверения машиниста экскаватора. Практические навыки осваивали у себя в карьере, став в последующем специалистами высокого класса. Многие из них удостоены правительственных наград, а Нигаматуллин Рамазан Муллагалеевич стал Героем Социалистического Труда. Вот имена некоторых из этой группы: Фирсов Сергей Михайлович, Мельников Аркадий Иванович, Маштаков Николай Иванович, Игбердин Рашит Нигматович, Гайфуллин Гариф Гайфуллович, Корольков Иван Васильевич, Нигаматуллин Рамазан Муллагалеевич, Гарипов Ахмет, Муслимов Абдуллажан Бареевич, Недошивин Виктор Николаевич, Игуменшев Борис Николаевич, Гутов Дарвиш Абдрахманович, Мархамов Анвар, Семенов Виктор Николаевич, Ватлашов Иван Николаевич, Грушецкий Сергей Сергеевич.
Передовики производства Межозерного рудника, занесенные в книгу почета (1970-1990гг.)
Фирсов Зайцев Домнин Игнатов Михаил Сагитуллин Сергей Николай Петр Иванович, Иванович, Арслангалей Михайлович, Иванович, вулканизаторщик водитель Сафиуллович, машинист горный мастер ЦГВТ технологического бульдозерист экскаватора, транспорта кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции Носов Сибагатуллин Ишимов Тихон Гайфуллин Куликов Геннадий Даян Лазаревич, Гариф Николай Владимирович, Гайнанович, водитель Гайфуллович, Никандрович, слесарь бульдозерист технологического машинист водитель транспорта, экскаватора технологического кавалер транспорта орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Куликов Пестряков Корюков Неганов Киселев Василий Александр Анатолий Михаил Александр Алексеевич, Михайлович, Сысоевич, Давидович, Евгеньевич, бульдозерист машинист водитель взрывник электросварщик экскаватора, технологического кавалер ордена транспорта Славы Юмагужин Суфьяров Юськив Мещеряков Кожевников Хажимухамет Галиахмет Степан Федор Павел Хибатович, Ахметович, Николаевич, Никифорович, Михайлович, бульдозерист водитель бульдозерист машинист слесарь технологического экскаватора транспорта Ихсанов Идрисов Гусев Аккужин Полетавкин Гали Амирхан Виктор Махсут Александр Хибатович, Гильметдинович, Макарович, Хиганович, Иванович, бурильщик газоэлектросварщик водитель машинист водитель скважин технологического экскаватора транспорта Пушкарев Уразаев Пушкарев Саматов Кучин Михаил Узбек Владимир Рафаиль Михаил Федорович, Гаязович, Петрович, Зайнитдинович, Иванович, токарь взрывник бульдозерист водитель машинист технологического экскавтора транспрта Саматова Кобенко Горбунов Ханин Сулейманов Бибинур Григорий Александр Александр Аскар Нусратовна, Павлович, Прохорович, Прохорович, Фаритович, штукатур-маляр машинист машинист бульдозерист газоэлектро- экскаватора экскаватора сварщик Губайдуллин Никандров Чесноков Бакеев Давлетшин Явдат Николай Митрофан Равиль Хасан Нигаматович, Иванович, Степанович, Гизитдинович, Аглетдинович, взрывник машинист бульдозерист электрослесарь бурильщик погрузчика, скважин кавалер ордена Знак Почета Тесловский Казармщиков Лыгин Харин Вацлав Борис Григорий Александр Александрович, Григорьевич, Владимирович, Иванович, водитель электрослесарь плотник слесарь технологического транспорта Позднее неоднократно организовывали подобные курсы. Набирали ребят, отслуживших армию, со средним образованием. Но никто из них не достиг такого мастерства в экскавации горной массы, как вышеуказанные экскаваторщики. Двоих из них хочу особо выделить. Это Мельников А. И. Да, тот самый, который никогда не посещал школу, но зато экскаватором управлял настолько виртуозно, что создавалось впечатление, будто это не машина, а какой-то очень умный живой организм. Его экскаватор в основном стоял на руде, где требовалась особая сноровка. В обязанности машиниста входила не только погрузка, но и сортировка руды. Аркадий Иванович успевал за смену отсортировать и погрузить до 5 тыс. тонн руды. При этом машина работала у него исключительно плавно и аккуратно, как у специалиста очень высокого класса. Таким и был Мельников А. И. (очень обаятельный, добрый и всегда приветливый). Фирсов С.М., собравший первый экскаватор УЗТМ, родился в 1928 году в деревне Черково Пензенской области. После смерти отца в 1936 году семья переехала в Челябинскую область. Окончил всего 5 классов. Дальше учиться не было возможности, так как требовалась помощь семье. В 12 лет началась трудовая деятельность Сережи в колхозе, где и проработал до армии. Службу проходил во флоте, и продолжалась она целых 5 лет. После демобилизации работал в Магнитогорске на железнодорожном транспорте. В 1955 году переехал в г. Учалы и устроился на буровой участок машинистом станка канатно-ударного бурения. С этого рабочего места осенью и был направлен на курсы машинистов экскаватора. Сергей Михайлович в совершенстве овладел искусством управления экскаватором. Погрузить миллион кубометров горной массы в год одним экскаватором - заветная мечта любого экипажа. Однако редко кому удавалось приблизиться к этому рубежу. Бригада экскаватора №32 в составе Фирсова СМ., Гайфуллина Г. Г., Грушецкого С. С, Говоркова А. С. трижды покоряла этот рубеж. Максимального объема достигли в 1976 году, погрузив за год один миллион двести тысяч кубометров породы. Это рекорд комбината, который так и остался непревзойденным. Сергей Михайлович - кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции, получал поздравления лично от министра цветной металлургии СССР, неоднократный победитель в соцсоревновании среди рабочих основных профессий по отрасли. Его методы работы приезжали изучать с ведущих горнодобывающих предприятий страны. Был примером для молодых рабочих и щедро делился с ними своим опытом. Очень трудолюбивый, скромный, общительный и одновременно гордый. Никогда ни перед кем не склонял головы. Работа машиниста экскаватора не только тяжелая, но и вредна для здоровья. После 10-15 лет, как правило, все «зарабатывают» профессиональную болезнь, связанную с вибрацией. Последствия ее необратимы, и таких людей переводят на более легкую работу с доплатой разницы в заработной плате. Доплата производится и после выхода на пенсию. Но, чтобы это оформить, необходимо заключение медицинской комиссии, полученное только в республиканской больнице г.Уфы. Процедура очень длительная и связана, как и везде в нашей стране, с бюрократическими проволочками. Этого не выдержала гордая душа Фирсова СМ., и он, махнув на все рукой, уехал домой. В результате лишился заработанной доплаты. Добрых слов заслуживают все, кто начинал строить рудник. Люди того поколения меньше думали о себе, а больше о производстве. В тяжелых условиях они работали, не жалея сил и здоровья. Никому не обошлось это даром. Многие из них, подорвав здоровье, очень рано ушли из жизни. Хотя проект еще не был готов, в июле 1956 года выходит приказ по комбинату, обязывающий начать производство вскрышных работ. Отсутствовало также согласование с контролирующими органами. Вопросы экологии вообще нигде не рассматривались. Тогда считали, что сама природа является огромным биофильтром и способна справиться с любыми загрязнениями. Времени для проведения дренажных работ и подготовки инфраструктуры также не дали. Все проходило под лозунгом: «Ускорим поставку меди стране!» Вот и шли люди на работу, как на великую битву, утопая в болоте и ломая технику. Главные трудности были связаны с высокой обводненностью и отсутствием опыта работы в таких условиях. Чтобы не утопить экскаваторы, вязали связки из бревен и подкладывали под гусеницы. Без отсыпки дороги щебнем высотой до 2 метров автосамосвалы не могли заехать в карьер. Каждый метр продвижения вперед стоил неимоверных человеческих усилий. Как рассказывают участники событий тех лет, экскаваторы «толкали» вперед чуть ли не руками. Несмотря на все усилия, наступал момент, когда казалось, что больше ничего невозможно сделать. Бревна ломались, как спички, и экскаватор глубоко уходил в глину. Вытащить его, вес которого доходил до 150 тонн, казалось невозможно. Хоть разбирай по частям и вытаскивай. Он может выйти только сам или с помощью другого экскаватора. А подгонять к нему другой значит утопить оба. Каждый случай заставлял людей искать пути выхода. И они находили! Впоследствии под гусеницы стали подкладывать стальные трехметровые листы толщиной 100 мм со специальными крюками, зацепив за которые «зубом» ковша, машинист мог их сам перекладывать, что несколько облегчило труд людей. В дальнейшем этот опыт распространили на других карьерах. Большая обводненность особенно сильно мешала при зарезке траншей. Чем больше углубляется экскаватор, тем больше воды. Классический способ осушения горизонтальными насосами сильно замедлял темпы работ, так как по мере проходки требовалась частая перестановка насоса. А установка горизонтальных насосов - процесс очень длительный и трудоемкий. Устанавливается он на твердое основание и центрируется специальной бригадой слесарей с помощью автокрана. Постоянный поиск позволил рационализаторам рудника найти принципиально новый способ осушения при помощи погружных насосов. Насос вертикально крепился к стальному листу размером примерно 2x2 м для устойчивости и использовался для откачки воды из зумпфа. Всю операцию по перестановке этого агрегата, прозванного горняками «каракатицей», мог производить уже сам экскаваторщик. Слесарям оставалось только нарастить трубы. Этот опыт был опубликован впоследствии в «Горном журнале». Внедрили его на Михайловском комбинате КМА по предложению выходца из Межозерного Попова А. С. Применение «каракатицы» позволило резко сократить время проходки траншей. Много хлопот доставляла глина, налипавшая к стенкам ковша и кузовам автосамосвалов. Зимой она еще и примерзала, уменьшая емкости сосудов до 50%, что резко снижало эффективность работы горно-транспортного оборудования. В начальный период вся очистка велась вручную, на что отвлекалось много рабочей силы. Затем на отвале установили трактор с приспособлением для очистки кузовов. В дальнейшем трактора заменили экскаваторами с обратным ковшом емкостью 0,5 м3 и стали прогревать кузова выхлопными газами. Для прогрева ковшей разводили в карьере костры, сжигая старые баллоны от большегрузных машин. Естественно, это повышало загазованность в карьере, но другого выхода не было. Чистку производили, используя также балки рукоятей. По мере углубления карьера и увеличения объемов работ, люди приобретали больше навыков и опыта работы. Трудящиеся Межозерного рудника не ждали помощи со стороны и свои проблемы старались решать самостоятельно. А это порождало трудовую активность, смекалку и коллективизм в решении сложных задач. Специалисты рудника и рабочие всегда шли друг другу на помощь, стараясь общими усилиями найти выход из трудных ситуаций. От рабочих и специалистов поступало много рационализаторских предложений, многие из которых были на уровне изобретений. Из-за отсутствия возможности произвести поиск с соответствующим оформлением, они оставались лишь рационализаторскими. Оформлением и внедрением предложений занимались инженерно-технические работники, неся основную нагрузку в решении как производственных, так и социальных вопросов. Особенно много приходилось работать мастерам. Первыми горными мастерами были: Зулхаиров Эйдельман Зинетович, Богданов Иван Гаврилович, Гаврилов Елисей Семенович, Пенягин Виктор, Балакин Григорий. Зулхаиров Э.З. в 1957 году переводится начальником карьера, а с 1958 года главным инженером рудника. В этой должности он проработал до августа 1965 года, а затем его назначили начальником ПТО комбината. Принимал активное участие в решении всех технических вопросов, проявляя высокие инженерные знания. В 1958 году начальником карьера назначили Богданова И. Г. Современники, работавшие с ним, характеризуют его как высокообразованного, интеллигентного человека. Даже в условиях карьера всегда приходил на работу в безупречно чистой одежде, не допускал брани и сквернословия. Был вежлив и обходителен. Если замечал на работе кого-либо в рваной спецодежде или небритого, отправлял домой приводить себя в порядок. Поведение и внешний вид определяют культуру человека, а культурные люди не способны на безнравственные поступки. Они выделяются в коллективе. С них берут пример, им подражают. Честность и порядочность Ивана Гавриловича характеризует, казалось бы, такой простой случай, о котором вспоминает Траур Г.Ф., работавший под его руководством энергетиком карьера: «Перед производством взрывных работ горное оборудование отгоняется на безопасное расстояние. Указание, куда ставить, дает обычно начальник участка или в его отсутствие начальник карьера. Перед очередными взр
|